Был ли въяве или только приснился мне этот странный мальчик проблема



Проблема человеческого общения и взаимопонимания по тексту Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога» («Часто бывает, что чудеса находятся возле нас — протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом») (ЕГЭ по русскому)

В предложенном для анализа тексте Ю.М. Нагибин поднимает проблему человеческого общения и взаимопонимания. Именно над ней он и размышляет.

Эта проблема социально-философского характера не может не волновать современного человека.

Писатель раскрывает эту проблему на примере рассказчика, который как-то собирал в лесу грибы и вдруг забрел в чащу, где «плотно росли деревья, трава была вполовину роста, а розовые, похожие на свечи цветы вознеслись выше головы».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Здесь рассказчик встретил мальчика, который расчищал заросшую дорогу от сорняков и травы. Мальчик попросил помощи у рассказчика, но тот после того, как вырвал длинное растение и изрезал ладони, отказался от затеи и стал расспрашивать мальчика, зачем ему надо полоть шоссе. Мальчик ответил, что дорога может разрушиться, дороги нужны, ведь они куда-нибудь ведут: «Дорога — это очень важно. Без дороги никто никогда не будет вместе». После этих слов рассказчик загорелся желанием помочь мальчику, но тот сказал приходить ему на следующий день.

А также рассказчик пришел на следующий день на то же место, но ни мальчика, ни шоссе уже не было. Как он ни пытался их разыскать, все было тщетно.

Со временем рассказчик понял наставление мальчика: «В моём сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям. Я не жалел ни труда, ни рук, не давая сорнякам разрушать дороги, превратить их ни во что. Но если я преуспевал в том, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение».

Авторская позиция ясна: Ю.М. Нагибин считает, что только с помощью совместных усилий можно развить отношения между двумя людьми.

Я полностью согласна с позицией автора и также считаю, что для поддержки общения нужен отклик с обеих сторон.

Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Например, в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Ольга Ильинская хотела изменить Обломова. У неё это получалось, но в какой-то момент она поняла, что это невозможно: усилия с его стороны были ничтожно малы. Ольга поняла, что Обломов безнадёжен и он не тот человек, с которым она хотела бы связать свою судьбу.

Другим примером является рассказ Алексина «Безумная Евдокия». Оленька, талантливая девочка, из-за слепой родительской любви выросла эгоисткой.

Оля лишилась подруги Люси, потому что не понимала ее чувств, использовала ее в личных целях. Оля не понимала и не хотела понимать чувства других людей, возвышала себя над другими, считая себя уникальной, поэтому она не была дружна со своим классом, была сама по себе, одиночкой. У Оли не было ни желания, ни времени присмотреться к людям, понять их. По этой причине мать оказалась в психиатрической больнице.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: общение и взаимопонимание приходит тогда, когда обе стороны готовы что-либо для этого делать.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id10800

Источник статьи: http://www.kritika24.ru/page.php?id=10800

сочинение рассуждение, помогите найти проблему, и проблему автора, и привести 2 аргумента из жизни и литературы.

(1 )Был ли въяве или только приснился мне тот странный мальчик, овеянный нежностью и печалью нездешности? (2)Я знаю, что он был, как было булыжное шоссе, заросшее ромашкой. (3)Но даже если бы этот мальчик принадлежал сну, он затронул мою душу неизмеримо сильнее многих других людей, чья очевидность не вызывает сомнений.
(4)Часто бывает, что чудеса находятся возле нас — протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом! (5)Тот день начался с маленького чуда: оказалось, что ольшаник, примыкавший к дачной ограде, сказочно богат грибами. (6)Как и всегда во время счастливого грибного промысла, я становился всё разборчивее. (7)Поиски завели меня в глубь леса, и чем дальше я шёл, тем плотнее росли деревья, всё труднее было пробираться вперёд.
(8)Тут я набрёл на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня.
(9)Небольшой, худенький, он полол, словно огородную грядку, невесть откуда взявшееся тут густо заросшее булыжное шоссе. (1 О) Он уже расчистил довольно широкую полосу, и там плотно, крепко круглились сероватые булыжники, а дальше шоссе терялось в густой поросли сорняков.
— (11 )Здравствуй, ты не хочешь мне помочь? — (12)сказал он, обернувшись и
доброжелательно глядя на меня.
— (13)Слушай, а зачем тебе это нужно? — (14)спросил я.
— (15)Ты же видишь, дорога заросла; надо её расчистить.
— (16)А зачем? — (17) упорствовал я.
— (18)Ну, как же, ведь цветы и травы своими корнями разрушают дорогу, —
(19)прозвучал вежливый, мягкий и терпеливый голос. — (20)Раньше булыжник лежал к булыжнику, а теперь, видишь, какие щели!
— (21)Ну и чёрт с ней, она всё равно никуда не ведёт! — (22)проворчал я раздражённо.
— (23)Все дороги куда-нибудь ведут, — (24)сказал он с кроткой убеждённостью и
принялся за работу. — (25)Посуди сам, разве стали бы эту дорогу строить, если бы она никуда не вела?
(2б) Мальчик задумался и даже перестал выдёргивать цветы и травинки; в его глазах появилась боль: так трудно вложить в чужую душу самые простые, очевидные истины.
— (27)Нельзя дорогам зарастать, — (28)сказал он твёрдо. — (29)Разве мы знаем, почему дорогу забросили? (30)А может быть, кто-то на другом конце тоже пробует её расчистить? (31)Кто-то идёт мне навстречу, и мы встретимся. (32)Дороги — это очень важно, без дорог никто никогда не будет вместе.
(33)На другой день я ни свет ни заря устремился в лес. (34)Я мчался, охваченный жгучим нетерпением и предвкушением встречи с мальчиком на заросшем булыжником шоссе, и был уверен, что без труда отыщу эту дорогу. (35)Но я так и не нашёл её. (3б) Всё было похоже на вчерашнее: и деревья, и травы, и розовые свечи высоких цветов, но не было ни шоссе, ни мальчика.
(37)Мне никогда уже не попадалось ни заброшенного шоссе, ни даже тропинки, что нуждались в моём спасающем труде. (38)Но с годами я по-иному понял наставления мальчика. (39)В моём сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям: и близким, и далёким, и к тем, о ком ни на минуту нельзя было забыть, и к почти забытым. (40)Вот этим дорогам был я нужен. (41)Я не жалел ни труда, ни рук, не давал сорнякам глушить, разрушать их, превращать в ничто. (42)Но если я преуспевал в этом, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение. (43)Лишь одну, самую важную дорогу не дано мне было спасти, быть может, потому, что никто не шёл мне навстречу.

Боюсь ошибиться, но думаю проблема закл в этом: под дорогой понимается жизнь, не нужно бросать дорогу (по-русски говоря не нужно оставлять выбранный жизненный путь, оставлять выбранное решение), а нужно двигаться если даже не уверен в том, что будет в буд-м, если сомневаешься в чем то. Вдруг эта «дорога» приведет тебя к тому, что тебе нужно. Вот какой то такой бред) не очень внимательно читала, но.. . А, ну ещё то, что никакая «дорога» не возникает перед нами зря. При меры в голову не приходят.

Источник статьи: http://sprashivalka.com/tqa/q/3041825

Был ли въяве или только приснился мне этот странный мальчик проблема

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Jun. 1st, 2010

И снова о ЕГЭ — по русскому языку. Готовясь к нему, столкнулась с ужасным бредом.
Для моральной подготовки купила такую штуковину, которая выглядит как пробный комплект ЕГЭ. То есть запечатанный такой конверт, совсем как на экзамене, содержимое: задания, бланки ответов, ну и сами ответы, так как оно всё-таки просто для тренировки.
Есть в ЕГЭ по русскому задание под номером С1, где надо написать что-то вроде небольшого сочинения по приведенному тексту.Формально задание выглядит так:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Тексты, как правило, сфокусированы на какой-то конкретной одной теме (любовь к Родине, героизм, бережное отношение к природе и т.п.) и представляют собой отрывки из рассказов или эссе всяких разных авторов. В попавшемся мне варианте был рассказ Юрия Нагибина «Заброшенная дорога»

Был ли въяве или только приснился мне тот странный мальчик, овеянный нежностью и печалью нездешности? Я знаю, что он был, как было булыжное шоссе, заросшее ромашкой. Но даже если бы этот мальчик принадлежал сну, он затронул мою душу неизмеримо сильнее многих других людей, чья очевидность не вызывает сомнений.
Часто бывает, что чудеса находятся возле нас — протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом! Тот день начался с маленького чуда: оказалось, что ольшаник, примыкавший к дачной ограде, сказочно богат грибами. Как и всегда во время счастливого грибного промысла, я становился всё разборчивее. Поиски завели меня в глубь леса, и чем дальше я шёл, тем плотнее росли деревья, всё труднее было пробираться вперёд.
Тут я набрёл на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня.
Небольшой, худенький, он полол, словно огородную грядку, невесть откуда взявшееся тут густо заросшее булыжное шоссе. Он уже расчистил довольно широкую полосу, и там плотно, крепко круглились сероватые булыжники, а дальше шоссе терялось в густой поросли сорняков.
— Здравствуй, ты не хочешь мне помочь? — сказал он, обернувшись и
доброжелательно глядя на меня.
— Слушай, а зачем тебе это нужно? — спросил я.
— Ты же видишь, дорога заросла; надо её расчистить.
— А зачем? — упорствовал я.
— Ну, как же, ведь цветы и травы своими корнями разрушают дорогу,- прозвучал вежливый, мягкий и терпеливый голос. — Раньше булыжник лежал к булыжнику, а теперь, видишь, какие щели!
— Ну и чёрт с ней, она всё равно никуда не ведёт! — проворчал я раздражённо.
— Все дороги куда-нибудь ведут, — сказал он с кроткой убеждённостью и
принялся за работу. — Посуди сам, разве стали бы эту дорогу строить, если бы она никуда не вела?
Мальчик задумался и даже перестал выдёргивать цветы и травинки; в его глазах появилась боль: так трудно вложить в чужую душу самые простые, очевидные истины.
— Нельзя дорогам зарастать, — сказал он твёрдо. — Разве мы знаем, почему дорогу забросили? А может быть, кто-то на другом конце тоже пробует её расчистить? Кто-то идёт мне навстречу, и мы встретимся. Дороги — это очень важно, без дорог никто никогда не будет вместе.
На другой день я ни свет ни заря устремился в лес. Я мчался, охваченный жгучим нетерпением и предвкушением встречи с мальчиком на заросшем булыжником шоссе, и был уверен, что без труда отыщу эту дорогу. Но я так и не нашёл её. Всё было похоже на вчерашнее: и деревья, и травы, и розовые свечи высоких цветов, но не было ни шоссе, ни мальчика.
Мне никогда уже не попадалось ни заброшенного шоссе, ни даже тропинки, что нуждались в моём спасающем труде. Но с годами я по-иному понял наставления мальчика. В моём сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям: и близким, и далёким, и к тем, о ком ни на минуту нельзя было забыть, и к почти забытым. Вот этим дорогам был я нужен. Я не жалел ни труда, ни рук, не давал сорнякам глушить, разрушать их, превращать в ничто. Но если я преуспевал в этом, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение. Лишь одну, самую важную дорогу не дано мне было спасти, быть может, потому, что никто не шёл мне навстречу.
(По Ю.Нагибину)

Так как работа призвана «помогать» выпускникам готовиться к ЕГЭ, но при этом товарищам-авторам было явно лень написать сочинение-образец, они решили ограничится объяснением того, как оное сочинение должно быть написано. При этом просто скопировать технические к нему требования они постеснялись, и написали сиё (орфография, пунктуация и стилистика авторские):

В сочинении нужно сформулировать и прокомментировать одну из проблем, которые автор поднял в предложенном вам тексте. Формулировку проблемы следует выбрать предельно краткую и конкретную. Правильными, можно считать следующие: проблема отношения к «малой родине»; проблема бережного отношения к «малой родине», сохранения исторической памяти и природы; экологическая проблема; проблема нашей ответственности за мир, в котором мы живем. Только в случае выполнения всех перечисленных требований и при отсутствии орфографических, пунктуационных или речевых ошибок вы вправе рассчитывать на высокую оценку за это задание.

Так вот. Кто-нибудь в состоянии мне объяснить (вот прям ткнуть носом), где Нагибин в «Заброшенной дороге» поднимает вышеперечисленные проблемы?
Или выпускники теперь тексты анализируют по принципу «увидел слово «лес» — пиши про экологию»?
(а еще мне нужен кто-то, кто сможет объяснить постановку запятой после слова «правильными», но я понимаю, что это уже роскошь. )

Источник статьи: http://a-fat-cat.livejournal.com/131489.html

Был ли въяве или только приснился мне этот странный мальчик проблема

Татьяна Сударева запись закреплена

В тексте, предложенном для анализа, Ю.Нагибин ставит проблему взаимоотношений между людьми.
Чтобы проиллюстрировать их разобщённость, писатель знакомит нас со «странным» мальчиком, полющим заросшее булыжное шоссе и убеждённым, что «все дороги куда-нибудь ведут», а также героем-рассказчиком, не осознающим этой «очевидной истины». В диалоге с мальчиком рассказчик упорствует и раздражается. Его поведение показывает, что не всегда люди готовы принять чужую точку зрения, отличающуюся от их собственной.
Только спустя годы герой понимает истинный смысл наставлений мальчика о необходимости расчищать дороги и идти навстречу друг другу. Он признаётся: «В моём сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям… Я … не давал сорнякам . превращать их в ничто. Но если я преуспевал в этом, то лишь потому, что… с другого конца дороги начиналось встречное движение». Эта развёрнутая метафора нужна автору, чтобы показать: для взаимопонимания необходимы усилия двух человек, необходимо желание услышать собеседника.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять позицию писателя, которая, на мой взгляд, выражена в аллегорических словах мальчика: «Дороги – это очень важно, без дорог никто никогда не будет вместе». Под «дорогами», конечно, подразумеваются связи между людьми, а «сорняки», которые своими корнями разрушают дорогу, — это человеческий эгоизм, невнимание к чувствам и проблемам окружающих.
С позицией Ю.Нагибина и его героя сложно не согласиться. Безусловно, необходимо идти навстречу друг другу, если мы хотим, чтобы отношения между людьми сохранялись. Без сомнения, важно не давать дорогам зарастать равнодушием и обыденностью.
Чтобы подтвердить сказанное, вспомним рассказ К.Паустовского «Телеграмма». С одной стороны дороги – больная одинокая старая мать, которая, предчувствуя скорую смерть, просит свою дочь приехать повидаться; с другой стороны – Настя, окружённая вниманием коллег, увлечённая организацией очередной выставки и не придающая значения просьбе матери. Девушка, к сожалению, слишком поздно осознала, что самая важная дорога в её жизни разрушена, и не приложила вовремя усилий, чтобы восстановить связь с близким для неё человеком.
В другом рассказе Паустовского «Снег», наоборот, героиня не пожалела времени и трудов, чтобы фактически чужой для неё человек, приехав с фронта, ощутил тепло родного очага, уют дома, в котором всё осталось по-прежнему. Она понимала, насколько важно для него, чтобы рояль был настроен, чтобы дорожка к беседке была расчищена от снега, а колокольчик на крыльце починен. Её подготовка к приезду лейтенанта Потапова, схожая с действиями мальчика, выпалывающего траву на заброшенном шоссе, принесла свои плоды: чужие люди стали почти родными.
В заключение хочется ещё раз подчеркнуть важность сохранения «дорог» между людьми, необходимость «встречного движения». Если мы будем внимательны друг к другу, если мы будем готовы прилагать совместные усилия и двигаться к одной цели, эти «дороги» никогда не зарастут сорняками и не разрушатся.
Предвкушаю вопрос: зачем два литературных примера? Отвечаю на него своим вопросом: а где написано, что этого нельзя делать? А если серьёзно, просто нежно люблю Паустовского. Показалось, что оба упомянутых мною рассказа будут здесь весьма кстати. Готова выслушать критические замечания.

P.S. По просьбе читательницы выкладываю полностью текст, по которому написано сочинение:

(1)Часто бывает, что чудеса находятся возле нас — протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом.
(2)Был ли в яви или только приснился мне этот странный мальчик, овеянный нежностью и печалью нездешности, как маленький принц Экзюпери. (3)Я знаю, что он был, как было и шоссе, заросшее подорожником и лопухами, но даже если бы этот мальчик принадлежал сну, он затронул мою душу неизмеримо сильнее других людей, чья грубая очевидность не вызывает сомнений…
(4)Тот день начался с маленького чуда: оказалось, низинный ольшаник, примыкающий к даче с севера, сказочно богат грибами свинушками.
(5)Как и всегда бывает во время счастливого грибного промысла, я становился всё разборчивее, меня уже не радовали большие грибы, и я срывал лишь маленькие твёрдые крепыши. (6)Эти разборчивые поиски привели меня в глубь леса. (7)Я хорошо знал окрестность: и со стороны шоссе, и со стороны нашей дачи, и со стороны болота, тянущегося за горизонт, лесные опушки были сплошь ольховые.
(8)Однако чем дальше я шёл, тем плотнее росли деревья, трава стала вполовину моего роста, а стройные, розовые, похожие на свечи цветы вознеслись куда выше моей головы, и было всё труднее пробираться вперёд. (9)И тут я набрёл на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня.
(10)Небольшой, худенький, с узким лицом, загороженным круглыми очками, мальчик полол невесть откуда взявшееся заросшее булыжное шоссе.
(11)— Здравствуй, — сказал он.
(12)— Здравствуй, — отозвался я. (13)— А что это за дорога? (14)Я никогда её раньше не видел.
(15)— Не знаю… (16)Ты не хочешь мне помочь?
(17)Я пожал плечами и, нагнувшись, выдрал какое-то длинное растение. (18)Я изрезал ладони, пока, наконец, вырвал его из земли. (19)Да, это была работа! (20)Недаром же у очкастого мальчика руки были в кровяных ссадинах. (21)Мой пыл сразу угас.
(22)— Слушай, а зачем тебе это нужно? — спросил я.
(23)— Ты же видишь, дорога заросла, — он говорил, стоя на коленях и выкапывая из земли какой-то корень. (24)— Надо её расчистить.
(25)— А зачем? — упорствовал я.
(26)Он осторожно снял очки, ему хотелось получше рассмотреть человека, задающего такие несуразные вопросы.
(27)— Если дорога разрушится, она исчезнет, и никто не узнает даже, что тут была дорога.
(28)— Ну и пусть! — сказал я раздражённо. (29)— Она всё равно никуда не ведёт!
(30)— Все дороги куда-нибудь ведут, — сказал он с кроткой убеждённостью и принялся за работу. (31)— Посуди сам, разве стали бы её строить, если б она никуда не вела?
(32)— Но раз её забросили, значит, она не нужна!
(33)Он задумался и даже перестал выдёргивать цветы и травинки, в его глазах появилась боль — так трудно вложить в чужую душу самые простые и очевидные истины!
(34)— Разве мы знаем, почему дорогу забросили. (35)А может быть, кто-то на другом конце пробует её расчистить? (36)Кто-то идёт мне навстречу, и мы встретимся. (37)Нельзя дорогам зарастать, — сказал он твёрдо. (38)— Я обязательно её расчищу.
(39)— У тебя не хватит сил.
(40)— У меня одного — нет, но кто-то идёт мне навстречу и, может быть, прошёл уже полпути…
(41)— Далась тебе эта дорога!
(42)— Дорога — это очень важно. (43)Без дороги никто никогда не будет вместе.
(44)— Я буду помогать тебе! — неожиданно для самого себя вскричал я.
(45)— Спасибо, — сказал мальчик искренне. (46)— Приходи сюда завтра утром, сегодня уже поздно, пора домой.
(47)— А где ты живёшь?
(48)— Там. — махнул он за чащу, поднялся, вытер ладони пучком травы и пошёл прочь, перепачканный, усталый, тщедушный, непреклонный дорожный строитель, и вскоре скрылся за кустами жимолости.
(49)На другой день ни свет ни заря я устремился в лес.
(50)Я мчался сквозь ольшаник, охваченный жгучим нетерпением и умилённый предвкушением встречи с мальчиком на заросшем шоссе, — его вера уже стала моей верой. (51)Я был уверен, что без труда отыщу шоссе, ведь это так просто: всё прямо и прямо, сквозь ольшаник, в берёзовый лесок, и там обнажится чистая полоска синеватого булыжника…
(52)Я так и не нашёл заброшенного шоссе. (53)Всё было похоже на вчерашнее: и деревья, и травы, и розовые свечи высоких цветов, но не было ни шоссе, ни мальчика. (54)До заката мыкался я по лесу, измученный, голодный, но всё было тщетно.
(55)Мне никогда уже не попадалось ни заброшенное шоссе, ни даже стёжка, что нуждалась в моём труде. (56)Но с годами я по-иному понял наставление мальчика. (57)В моём сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям: и близким, и далёким, и к тем, о ком ни на минуту нельзя забыть, и к почти забытым. (58)Вот этим дорогам был я нужен, и я стал на вахту. (59)Я не жалел ни труда, ни рук, я рвал напрочь чертополох и крапиву и всю прочую нечисть, не давая сорнякам глушить, разрушать дороги, превратить их в ничто. (60)Но если я преуспевал в том, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение.
(61)Вот только самую главную, важную и нужную дорогу в жизни я как раз не сумел отыскать.
(По Ю. Нагибину)

Источник статьи: http://vk.com/wall-193827044_224

ЗАБРОШЕННАЯ ДОРОГА (1)Часто бывает, что чудеса находятся возле нас — протяни…

(1)Часто бывает, что чудеса находятся возле нас — протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом.

(2)Был ли в яви или только приснился мне этот странный мальчик, овеянный нежностью и печалью нездешности, как маленький принц Экзюпери. (3)Я знаю, что он был, как было и шоссе, заросшее подорожником и лопухами, но даже если бы этот мальчик принадлежал сну, он затронул мою душу неизмеримо сильнее других людей, чья грубая очевидность не вызывает сомнений…

(4)Тот день начался с маленького чуда: оказалось, низинный ольшаник, примыкающий к даче с севера, сказочно богат грибами свинушками.

(5)Как и всегда бывает во время счастливого грибного промысла, я становился всё разборчивее, меня уже не радовали большие грибы, и я срывал лишь маленькие твёрдые крепыши. (6)Эти разборчивые поиски привели меня в глубь леса. (7)Я хорошо знал окрестность: и со стороны шоссе, и со стороны нашей дачи, и со стороны болота, тянущегося за горизонт, лесные опушки были сплошь ольховые.

(8)Однако чем дальше я шёл, тем плотнее росли деревья, трава стала вполовину моего роста, а стройные, розовые, похожие на свечи цветы вознеслись куда выше моей головы, и было всё труднее пробираться вперёд. (9)И тут я набрёл на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня.

(10)Небольшой, худенький, с узким лицом, загороженным круглыми очками, мальчик полол невесть откуда взявшееся заросшее булыжное шоссе.

(11)— Здравствуй, — сказал он.

(12)— Здравствуй, — отозвался я. (13)— А что это за дорога? (14)Я никогда её раньше не видел.

(15)— Не знаю… (16)Ты не хочешь мне помочь?

(17)Я пожал плечами и, нагнувшись, выдрал какое-то длинное растение. (18)Я изрезал ладони, пока, наконец, вырвал его из земли. (19)Да, это была работа! (20)Недаром же у очкастого мальчика руки были в кровяных ссадинах. (21)Мой пыл сразу угас.

(22)— Слушай, а зачем тебе это нужно? — спросил я.

(23)— Ты же видишь, дорога заросла, — он говорил, стоя на коленях и выкапывая из земли какой-то корень. (24)— Надо её расчистить.

(25)— А зачем? — упорствовал я.

(26)Он осторожно снял очки, ему хотелось получше рассмотреть человека, задающего такие несуразные вопросы.

(27)— Если дорога разрушится, она исчезнет, и никто не узнает даже, что тут была дорога.

(28)— Ну и пусть! — сказал я раздражённо. (29)— Она всё равно никуда не ведёт!

(30)— Все дороги куда-нибудь ведут, — сказал он с кроткой убеждённостью и принялся за работу. (31)— Посуди сам, разве стали бы её строить, если б она никуда не вела?

(32)— Но раз её забросили, значит, она не нужна!

(33)Он задумался и даже перестал выдёргивать цветы и травинки, в его глазах появилась боль — так трудно вложить в чужую душу самые простые и очевидные истины!

(34)— Разве мы знаем, почему дорогу забросили. (35)А может быть, кто-то на другом конце пробует её расчистить? (36)Кто-то идёт мне навстречу, и мы встретимся. (37)Нельзя дорогам зарастать, — сказал он твёрдо. (38)— Я обязательно её расчищу.

(39)— У тебя не хватит сил.

(40)— У меня одного — нет, но кто-то идёт мне навстречу и, может быть, прошёл уже полпути…

(41)— Далась тебе эта дорога!

(42)— Дорога — это очень важно. (43)Без дороги никто никогда не будет вместе.

(44)— Я буду помогать тебе! — неожиданно для самого себя вскричал я.

(45)— Спасибо, — сказал мальчик искренне. (46)— Приходи сюда завтра утром, сегодня уже поздно, пора домой.

(47)— А где ты живёшь?

(48)— Там. — махнул он за чащу, поднялся, вытер ладони пучком травы и пошёл прочь, перепачканный, усталый, тщедушный, непреклонный дорожный строитель, и вскоре скрылся за кустами жимолости.

(49)На другой день ни свет ни заря я устремился в лес.

(50)Я мчался сквозь ольшаник, охваченный жгучим нетерпением и умилённый предвкушением встречи с мальчиком на заросшем шоссе, — его вера уже стала моей верой. (51)Я был уверен, что без труда отыщу шоссе, ведь это так просто: всё прямо и прямо, сквозь ольшаник, в берёзовый лесок, и там обнажится чистая полоска синеватого булыжника…

(52)Я так и не нашёл заброшенного шоссе. (53)Всё было похоже на вчерашнее: и деревья, и травы, и розовые свечи высоких цветов, но не было ни шоссе, ни мальчика. (54)До заката мыкался я по лесу, измученный, голодный, но всё было тщетно.

(55)Мне никогда уже не попадалось ни заброшенное шоссе, ни даже стёжка, что нуждалась в моём труде. (56)Но с годами я по-иному понял наставление мальчика. (57)В моём сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям: и близким, и далёким, и к тем, о ком ни на минуту нельзя забыть, и к почти забытым. (58)Вот этим дорогам был я нужен, и я стал на вахту. (59)Я не жалел ни труда, ни рук, я рвал напрочь чертополох и крапиву и всю прочую нечисть, не давая сорнякам глушить, разрушать дороги, превратить их в ничто. (60)Но если я преуспевал в том, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение.

(61)Вот только самую главную, важную и нужную дорогу в жизни я как раз не сумел отыскать.

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Аллегорический смысл короткого рассказа Юрия Нагибина заставляет читателя искать ответы на сложные философские вопросы. Автор использует разнообразные лексические средства выразительности: (А) ______ («затронул душу» в предложении 3, «ни свет ни заря» в предложении 49), (Б) _____ («овеянный» в предложении 2, «вознеслись» в предложении 8) соседствуют с (В) ______ («выдрал» в предложении 17, «далась» в предложении 41). А такое синтаксическое средство выразительности, как (Г) _____ (предложения 48, 53, 57), позволяет оживить повествование, детализировать его».

  1. синонимы
  2. фразеологизмы
  3. однородные члены
  4. лексический повтор
  5. книжные слова
  6. вводные слова
  7. градация
  8. эпитеты
  9. разговорная лексика

Источник статьи: http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2021/zadanie_26/task/j7ajp


Adblock
detector